Ревматология

Ревматология - это одно из направлений терапии, которое занимается вопросами диагностики, лечения и профилактики болезней костно-мышечной системы, соединительной ткани, суставов.

В каком возрасте можно обращаться к ревматологу?

Остеоартроз -  это самая распространенная форма поражения суставов, заболеваемость увеличивается с возрастом, среди больных старше 60 лет более 75 % страдают остеоартрозом. В более молодом возрасте также  нередки проблемы, связанные с малоподвижным образом жизни, а также заболевания сухожилий и связок.

Отдельную группу составляют пациенты с воспалительными заболеваниями суставов и системными заболеваниями.  Для этой группы пациентов нет возрастных рамок! Например, системная красная волчанка – болезнь молодых женщин, ревматоидный артрит чаще поражает женщин 40-50 лет, болезнь Бехтерева – молодых мужчин 20-30 лет.

Воспалительные заболевания  быстро приводят к нарушению двигательной активности, и как следствие, к инвалидности, поэтому при появлении тревожных симптомов нужно как можно раньше начать лечение у специалиста. Обращаться к ревматологу надо незамедлительно при появлении первых симптомов заболевания. Своевременное обследование и лечение у ревматолога позволит избежать серьезных осложнений, а при уже хроническом течении болезни уменьшить проявления, сократить количество обострений.

Как понять, что нужно идти именно к ревматологу, а не другому врачу?

Если боль в суставах, мышцах или околосуставных тканях возникла на фоне полного здоровья, то есть не было травмы или ушиба, как правило, нужен ревматолог. Если боли в суставах беспокоят преимущественно в покое, сопровождаются припуханием суставов, слабостью и другими симптомами обязательна консультация ревматолога. Консультация ревматолога показана и молодым людям с хроническими болями в спине. Системные воспалительные заболевания (системные заболевания соединительной ткани, системные васкулиты) могут проявляться длительным повышением температуры тела, общей слабостью, поражениями кожи, «воспалительными» изменениями лабораторных показателей.

Профессия ревматолога ассоциируется с ревматизмом. Что такое ревматизм на самом деле, кто им чаще болеет?

Ревматизм – детское и юношеское инфекционное заболевание. Во взрослой практике пациенты с перенесенной острой ревматической лихорадкой наблюдаются чаще всего у кардиолога в связи с приобретенным пороком сердца. Однако часто к термину ревматизма пациенты относят любые заболевания суставов, сухожилий, суставных сумок, что не верно. Правильно сформулировать диагноз и назначить лечение может врач-ревматолог после консультации.

Как проводит диагностику врач-ревматолог, есть ли для этого какие-то специальные обследования, анализы?

Основным в профессии ревматолога является тщательный осмотр, подробный расспрос о симптомах и истории заболевания. Диагностические исследования вторичны. Они включают в себя определенный спектр иммунологических анализов, рентгеновскую, ультразвуковую диагностику и другие обследования по показаниям.

С какими обследованиями нужно идти на первичную консультацию ревматолога?

Не нужно перед первичным приемом ревматолога сдавать массу дорогостоящих анализов и проходить дорогостоящие методы исследования (МРТ и т.п.), ориентируясь на сведения из интернета и советы

знакомых! Ориентировочный минимальный перечень обследований, результаты которых желательно иметь пациенту для первичной консультации ревматолога:  общий анализ крови, СРБ, фибриноген, мочевая кислота, рентгеновские снимки (если ранее выполнялось рентгенографическое исследование суставов).

Все необходимые современные лабораторные анализы и исследования, которые могут потребоваться для уточнения диагноза, будут назначены только в случае необходимости в ходе первичного осмотра ревматолога.

Врач ревматолог диагностирует и лечит свыше 200 заболеваний, среди которых:
 -воспалительные заболевания суставов (ревматоидный артрит, болезнь Бехтерева,псориатический артрит),
 -системные заболевания соединительной ткани (системная красная волчанка, васкулиты, воспалительные миопатии и другие),
 -микрокристаллические артриты,
 -заболевания дегенеративного характера (остеоартроз) и снижения прочности кости (остеопороз).
 -боли в плече
 -подагра
 -спондилоартриты

Манипуляции ревматолога